Законы вечного двигателя
1 октября 1946 года – день рождения британского контрабасиста Дэйва Холланда, вот уже 5-й десяток создающего джазовую музыку высшей пробы. Очевидцы говорят, что Дэйв Холланд – очень застенчивый и тихий в общении человек, с некоторым стеснением рассказывающий о своей работе с людьми, олицетворяющими понятие "джаз" – Майлсом Дэвисом, Джо Хендерсоном, Стэном Гетцем, Джоном Маклафлином, Чиком Кориа и десятками других музыкантов... Что ж, возможно, эта скромность вполне объяснима: то, что для миллионов поклонников джаза является легендой, для него – его собственная каждодневная жизнь.
Холланд родился в Англии, в городке Вулверхэмптоне. Он сам выучился играть на всех тех струнных инструментах, на которых теперь играет. Первым была укелеле, потом – гитара, а позже пришло время баса. В 15 лет Дэйв бросил школу и решил стать профессиональным музыкантом. Вместе со своими коллегами по группе Холланд мечтал о контракте с лейблом, который позволил бы ему повторить путь "The Beatles" и "The Rolling Stones". Однако рок-музыка показалась пареньку слишком ограниченной для его развития как басового гитариста, и он с головой погрузился в джаз.
Его первым джазовым впечатлением были пластинки Оскара Питерсона и Лероя Виннегара, которые, по словам Холланда, сразили его безграничными возможностями музыки и джазовых инструментов.
В 1964 году Холланд переехал в Лондон, где начал играть на контрабасе в небольших клубах и, по совету некоторых своих друзей-контрабасистов, стал посещать курсы под руководством Джеймса Меррита, в то время – ведущего контрабасиста Лондонского Филармонического оркестра и Симфонического оркестра радио БиБиСи. Мерритт в основном научил его читать ноты и посоветовал подать документы в Гилдхоллскую школу музыки и драмы, где Холланд и проучился три года, пройдя полный курс обучения.
В 20 лет у Холланда все дни были буквально расписаны по часам. Он учился, играл в джазовых клубах, записывался в качестве сессионного музыканта, появлялся даже в таких больших заведениях, как "Ronnie Scott’s" и "Ronnie’s Old Place". Он общался с остальными британскими джазовыми музыкантами, в том числе с гитаристом Джоном МакЛафлином и саксофонистом Эваном Паркером.
В то время очень серьезное влияние на Холланда оказал стиль басиста группы Билла Эванса Скотт ЛаФаро. «Была какая-то вечеринка и кто-то отвел меня в сторонку и поставил какой-то альбом, – вспоминает Холланд. – Этим альбомом оказалась пластинка Билла Эванса "Sunday at the Village Vanguard", и то, как играл Скотт, меня просто убило. Я до этого даже не мог представить, что на контрабасе можно играть так лирично и при этом осуществлять такую поддержку. Раньше, до этого, бас был только поддержкой для остальных музыкантов, но Скотт освободил инструмент и бегал по музыке Эванса туда и обратно».
Вторым своим учителем в джазе Холланд называет Майлса Дэвиса. Он вспоминает, что самым первым и самым тяжелым уроком для него было – найти себе место в музыке Дэвиса, который в то время во весь дух укреплял звук собственной группы электрическими инструментами. «Когда я только присоединился к группе Майлса, он мне мало что рассказывал. Теперь-то я знаю, что это главный талант лидера – одним своим видом и действиями воодушевлять музыкантов: он делал так, чтобы мы не старались играть, будто его предыдущие музыканты, а творили что-то новое, собственное. Я помню тогда, что прочитал одну суфийскую цитату: "в пустыне – покрепче ставь свой стяг". Это очень меня затронуло тогда. Я тогда знал, что должен решить, что я могу предложить, чтобы показать, как я слышу и чувствую музыку».
Со времени переезда Холланда в Нью-Йорк утекло много атлантических вод. Игра в квартете Майлса Дэвиса, в котором Холланд работал в период эпохальной записи «Bitches Brew», сменилась работой в собственном квартете "Circle" вместе с Чиком Кориа, затем ролью музыкального директора квартета Стэна Гетца. Тогда же он познакомился с Сэмом Риверсом, подарившим ему еще одну жизненную мудрость: «Не выбрасывай ничего, используй все».
«Я долгое время искал тот механизм, с помощью которого смог бы перерабатывать весь спектр интересующей меня музыки, включая фольклор, блюзовые корни и свободную импровизацию. Я люблю всю эту музыку, у меня есть страсть всё это впитывать, чтобы потом во всём этом контексте создать современную, но целостную музыку».
Сейчас Холланд – лидер двух весьма энергичных джазовых групп, «The Dave Holland Quintet» и «Dave Holland Big Band», участник двух самых крутых джазовых коллективов десятилетия – "ScoLoHoFo" (со Скофилдом, Ловано и Фостером) и "Overtone Quartet" (с Крисом Поттером, Джейсоном Мораном и Эриком Харлэндом), а также руководитель собственного лейбла «Dare2 Records».
В последние годы его карьера как джазового музыканта и не собирается идти на убыль. Он записал такие важные пластинки, как "Extended Play: Live at Birdland" (2003) и пару награжденных "Грэмми" проектов с биг-бэндами – "What Goes Around" (2002), "Overtime" (2005), "Pass It On" (2008), Pathways (2010). «Я хочу продолжать делать свою работу, – говорит он, – хочу творить. Это то, что заставляет меня заниматься музыкой, интересоваться ей. Мне не хочется сейчас выступать каждый день, превращать всё это в рутину. Я хочу, чтобы музыка была живой, настоящей. Хочу проявлять энтузиазм. И, как следствие, передавать всё это публике».
Александра Блок
#DaveHolland #JazzCalendar #AlexandraBlock #Jazz #JazzBass #BritishJazz
https://www.youtube.com/watch?v=jdwdNanSPt0