Орфей и босса-нова Вот и настало время отправиться в светлое и немного грустное ностальгическое плавание по волнам этого жанра вместе с ещё одним гитаристом и композитором, родившимся в осенний день 17 октября. Его имя – Луис Бонфа (Luiz Bonfá), год рождения – 1922, родной город – солнечный Рио-де-Жанейро. А миссия – истинный певец "босса-новы", по словам Антонио Карлоса Жобима, подаривший этому стилю "харизму и мировую популярность". Ещё бы, ведь его "Manhã de Carnaval" ("Утро перед карнавалом", она же "День из жизни глупца") стала музыкальным символом 1950-х – 1960-х. В 1959 году эта композиция, которая на самом деле была написана как саундтрек к кинофильму "Чёрный Орфей", завоевала премию "Оскар", а позже, вместе с ещё одним хитом, "Samba de Orfeu", стала одним из 10 самых исполняемых стандартов в мире! Но только вот, к счастью, песни эти были далеко не единственной в творчестве композитора, за всю свою жизнь написавшего более 500 композиций! Луис Флориано (Floriano) Бонфа (таково его полное имя), с раннего детства осваивал гитару самостоятельно, но всё-таки получил возможность совершенствовать своё мастерство благодаря уругвайскому преподавателю Isaías Sávio. Для этого 12-летний мальчуган должен был каждый раз спешить на поезд из Санта-Крус (в удаленном месте в Западной части города), а потом долго идти к дому учителя, притаившемуся в горах Санта-Тереза. "Хорошо то, что Sávio по достоинству оценил мои усилия и отказался брать деньги, которых у меня всё равно не было, для того чтобы оплатить его еженедельные уроки", – писал Бонфа в аннотации к одному из своих альбомов. Сочинять музыку Луис начал ещё в 1940-е годы, широкую известность в Бразилии приобрёл в 1947-м, после успешного дебюта на национальном радио в Рио. А в начале 1950-х судьба свела его с Dick Farney – бразильским пианистом, певцом и композитором, который не только записывал его песни, но и представил композитора таким светилам бразильской сцены, как Антонио Карлос Жобим и Венисиус де Мораис. К чему могло привести их совместное творчество? Да только к захватывающим экспериментам, ведь в динамично развивающемся городе Рио-де-Жанейро для музыкантов, поэтов, художников было обычным делом участвовать в театральных постановках. Поэтому ещё в 1956 году Бонфа и Жобим плодотворно сотрудничали в постановке пьесы Мораиса "Marcel Camus", по мотивам которой и был снят "Чёрный Орфей", принесший обоим: и Бонфа, и Жобиму – бешеную популярность. И вот, пока "босса-нова" плавной походкой очаровывала весь мир, вместе с ней, на волне популярности, Луис отправился покорять Соединённые Штаты, чем немало поспособствовал дальнейшему распространению бразильской музыки. В ноябре 1962 года он вошел прямо в широко распахнутые двери нью-йоркского "Карнеги-Холл", записал такие свои альбомы, как "Впечатления Черного Орфея" и "Интроспекция", работал с Куинси Джонсом, Джорджем Бенсоном, Стэном Гетцем и Фрэнком Синатрой, а его смелое, лиричное и богатое звучание гитары называли "маленьким оркестром". Однако в 1973-м, по неизвестным причинам, музыкант предпочёл вернуться на родину. Будучи уже в преклонном возрасте, он продолжал записывать альбомы, в частности, "The Bonfa Magic" (1991), "Almost in Love" (1997). 12 января 2001 года, после тяжёлой болезни, Луис Бонфа покинул этот мир. Ему было 78 лет… "Manhã de Carnaval" Manhã tão bonita manhã Na vida uma nova canção Cantando só teus olhos Teu riso e tuas mãos Pois há de haver um dia Em que virás Das cordas do meu violão Que só teu amor procurou Vem uma voz Falar dos beijos perdidos Nos lábios teus Canta o meu coração Alegria voltou, tão feliz A manhã deste amor Заря… как прекрасна заря В ней песня моя родилась С сиянием глаз твоих, Улыбки и нежных рук Я знаю, настанет день Когда ты придешь О струны гитары моей К любви лишь взывают твоей Срывается голос… При мысли о поцелуях, Губ нежных твоих… Мое сердце поет Моя радость со мной И так счастливо утро любви Екатерина Селянинова #LuizBonfa #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzGuitar #Bossanova #BrasilianJazz

Теги других блогов: музыка босса-нова Луис Бонфа